Гидросамолеты
Главная Анонсы Новости Контакты

Меню

Опрос

Какие гидросамолеты вы считаете прорывом в самолетостроении

самолет-амфибия Бериева
летающие лодки Дорнье
гидросамолеты Кертис
летающие лодки Григоровича
первый русский гидросамолет Гаккеля
гидропланы Сикорского


Результаты опроса
Срочная регистрация ООО по низкой цене

Авиация ВМФ СССР накануне Второй мировой войны

Боеготовность морской авиации перед войной

После советско-финляндской войны 1939—1940 гг. боевая подготовка стала проводиться более целенаправленно и интенсивно. Перед командирами и штабами авиационных соединений и частей

ставилась задача научиться правильно определять наиболее важные объекты в проводимых операциях, организовывать нанесение по ним внезапных и систематических ударов с воздуха. Летный состав готовился действовать в боевой обстановке смело и решительно, показывал высокие летные навыки. Значительно возросло количество проводимых летно-тактических учений и командно-штабных военных игр. Недостатками в подготовке авиации ВМФ СССР являлись слабая отработка взаимодействия различных родов авиации между собой, с другими родами сил, прежде всего с подводными лодками и ВВС Красной Армии, неподготовленность к действиям на сухопутных направлениях, неполное освоение летным и инженерно-техническим составом новой авиационной техники, недостаточное знание тактики действий авиации вероятного противника, слабая подготовленность авиационных командиров и штабов к боевому управлению соединениями и частями, недооценка связи как средства управления, нарушался принцип единства управления. Так, по плану взаимодействия Балтийского флота и войск Прибалтийского особого военного округа при обороне побережья, который был утвержден в сентябре 1940 г., предполагалось действия по базам противника проводить морской авиацией и ВВС Красной Армии совместно или самостоятельно по решению командующих флотом или округом. Совместные действия авиации ВМФ при нанесении ударов по кораблям противника в море и при подходе к нашему побережью должны были выполняться под руководством морского командования, а по объектам противника в его тылу и в прифронтовой полосе — армейского командования. Однако на подготовку морской авиации к борьбе с сухопутными целями уделялось мало внимания, хотя в начальный период войны балтийским летчикам пришлось действовать совместно с сухопутными войсками на приморском направлении.

Основной недостаток предвоенной боевой подготовки заключался в том, что оценка боевой готовности подразделений и частей авиации производилась по результатам выполнения летных упражнений по курсу летной подготовки, хотя главным критерием оценки боеспособности авиации должно быть умение авиационных частей и соединений выполнять основные оперативно-тактические задачи на театре военных действий во взаимодействии с другими родами сил флота и приморских сухопутных войск в наступлении и обороне.

Состав и задачи авиации ВМФ

Перед началом Великой Отечественной войны ВВС ВМФ в составе флотов и флотилий имели всего около 2720 самолетов, из них на европейской территории СССР 1682 самолета, в том числе 1425 боевых. Однако следует учитывать, что часть самолетов находилась в ремонте и к боевым действиям в начальный период войны не была подготовлена. В количественном отношении морская авиация представляла внушительную силу, но по летно-тактическим данным большинство отечественных самолетов уступали лучшим германским образцам авиатехники. Общая укомплектованность ВВС ВМФ самолетами новых типов составляла лишь около 12%. Штурмовики, пикирующие бомбардировщики, специальные противолодочные самолеты отсутствовали, явно недостаточно было и торпедоносцев. В ВВС флотов преобладали устаревшие гидросамолеты-разведчики (более 25%) и истребители (более 40%); торпедоносцы составляли всего лишь около 10%, а бомбардировщики— 14% самолетного парка. Отставание ударной авиации определялось как устарелостью авиатехники, так и количественным несоответствием численности самолетного парка объему возникших в ходе войны задач ВВС флотов. В целом ВВС ВМФ вступили в войну, находясь еще на стадии технического перевооружения, совершенствования организационно-штатной структуры, отработки учебно-боевых задач. Такое положение ограничивало возможности морской авиации при решении боевых задач как на море, так и при поддержке сухопутных войск на приморских направлениях.

Высокие темпы и внезапность военных действий в операциях первого периода Второй мировой войны заставили по-новому поставить вопрос о боеготовности советских Вооруженных Сил. С этой целью в ВМФ была разработана и введена в 1939 г. система оперативных готовностей. Было установлено три степени оперативной готовности. Каждая степень определяла состояние и готовность сил к действиям в соответствии с оперативной обстановкой на театре. В зависимости от состояния материальной части и уровня боевой подготовки силы на театре могли быть в боевом ядре, из которого назначались дежурные и дозорные силы, или в резерве. Боевое ядро выделялось для отражения внезапного нападения и прикрытия границы, а также для проведения первых операций. Чтобы не допустить внезапный подход противника и задержать его, предполагалось боем вести разведку, нести дозоры и дежурство сил. При объявлении готовности № 2 весь личный состав должен был находиться в частях и на кораблях, сокращалось время подготовки самолетов к подъему в воздух, устанавливалось дежурство частей флота. По готовности № 1 части приводились в состояние, позволявшее им немедленно вылететь на выполнение боевого задания.

Весной и в начале лета 1941 г. напряженность у границ Советского Союза нарастала. Германское командование быстро концентрировало свои силы у западных границ СССР, немецкие самолеты начали осуществлять разведывательные полеты над советской территорией.

В связи с создавшимся положением 18—19 июня Северный, Балтийский и Черноморский флоты были переведены в оперативную готовность № 2, в авиационных соединениях этих флотов были развернуты командные пункты и установлено на них оперативное дежурство, рассредоточены части, усилена воздушная разведка. В 24 часа 21 июня Нарком ВМФ адмирал Н. Г. Кузнецов приказал перевести силы флотов и флотилий в оперативную готовность № 1. Через час Нарком ВМФ поставил в известность военные советы флотов и флотилий о том, что 22—23 июня возможно внезапное нападение Германии, и приказал быть в полной готовности, встретить внезапный удар немцев и их союзников, но не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения. Воздушная разведка в чужих территориальных водах категорически воспрещалась. За оставшиеся полтора часа до начала войны на флотах объявили боевую тревогу, были проведены первоочередные мероприятия по отражению внезапного нападения, затемнены военно-морские базы, а штабы флотов, ВВС флотов, флотилий и соединений приступили к организации развертывания сил по планам прикрытия и ведения первых операций. В результате авиация ВМФ СССР, как и весь флот, 22 июня 1941 г. оказались в достаточной степени боевой готовности к решению возложенных задач по защите Родины.

Авиация флотов к началу войны была подготовлена к решению следующих задач:

•    самостоятельно наносить бомбовые и торпедные удары по кораблям и судам противника на море, а в простых условиях и во взаимодействии с надводными кораблями;

•    наносить бомбовые удары по портам и военно-морским базам противника днем составом до полка, а ночью — малыми группами или одиночными самолетами;

•    выставлять минные заграждения малыми группами или одиночными самолетами;

•    осуществлять прикрытие с воздуха военно-морских баз, аэродромов и кораблей в море;

•    вести воздушную разведку на море.

Война внесла коррективы, и одной из важных дополнительных задач морской авиации стало нанесение ударов по сухопутным войскам и наземным объектам.

Опыт применения морской авиации западных государств в начавшейся Второй мировой войне убедительно доказал о ее перерастании из обеспечивающего рода сил в основную ударную силу флота. Боевые действия наглядно показали, что без завоевания господства в воздухе в районе проведения операции или на морском театре нельзя надеяться на достижение успеха.

В соответствии с официальными взглядами на оперативное и боевое применение авиации ВМФ определялось и соотношение авиации каждого флота и соответственно укомплектованность самолетными парками. Перед началом войны авиационная ударная сила флотов — минно-торпедная и бомбардировочная авиация — по штату имела на вооружении 313 самолетов, что составляло около 28 % общего штатного состава авиации ВМФ, имевшей более 2500 боевых самолетов. Боевой состав морской авиации в основном состоял из самолетов истребительной и разведывательной авиации, на которые приходилось примерно 72% общей численности авиации флотов.

Карта сайта    Контакты

© 2009-2017 Hydroplanes.ru
Design (c) by Kero & Dmi3y 2010